Настройки камеры
Любая съёмка начинается с параметров камеры или телефона. Автоматический режим мы не рассматриваем. Чтобы контролировать процесс, обязательно выставляйте ручные настройки — это даст вам точное изображение с правильной экспозицией и динамическим диапазоном.
Порядок настроек
  1. Разрешение
  2. Битрейт и кол-во бит
  3. ISO
  4. FPS
  5. Выдержка
  6. Диафрагма
  7. ND-фильтр
  8. Баланс белого
Настройка ISO
Выбирайте минимальное нативное значение, доступное для вашей камеры. Если не знаете его, ставьте минимальное — обычно это 100.

Нативное ISO — это базовое значение светочувствительности матрицы камеры, при котором достигается наилучшее качество изображения без лишнего шума и с максимальным динамическим диапазоном. На этом значении камера использует физические возможности матрицы без программного усиления, что обеспечивает чистую картинку. Для большинства камер это значение составляет ISO 100, но у некоторых оно может быть выше, особенно в камерах с логарифмическими профилями (LOG). Современные камеры часто имеют двойное нативное ISO, что позволяет выбирать между двумя оптимальными значениями для съёмки в хорошем или слабом освещении. Использование нативного ISO помогает избежать избыточного шума и сохраняет качество изображения, обеспечивая гибкость в постобработке.

Список камер и нативного iso
  • Canon EOS 90D — ISO 100
  • Canon EOS M50 Mark II — ISO 100
  • Canon EOS R10 — ISO 100
  • Canon EOS R3 — ISO 100
  • Canon EOS R5 — ISO 100
  • Canon EOS R6 Mark II — ISO 100
  • Canon EOS R7 — ISO 100
  • Canon EOS Rebel T8i — ISO 100
  • Canon EOS RP — ISO 100
  • Canon PowerShot G7 X Mark III — ISO 125
  • Fujifilm GFX 100S — ISO 100
  • Fujifilm GFX 50R — ISO 100
  • Fujifilm X-E4 — ISO 160
  • Fujifilm X-H2 — ISO 125
  • Fujifilm X-Pro3 — ISO 160
  • Fujifilm X-S20 — ISO 125
  • Fujifilm X-T3 — ISO 160
  • Fujifilm X-T4 — ISO 160
  • Fujifilm X-T5 — ISO 125
  • Fujifilm X100V — ISO 160
  • Nikon Coolpix P1000 — ISO 100
  • Nikon D7500 — ISO 100
  • Nikon D780 — ISO 100
  • Nikon D850 — ISO 64
  • Nikon Z50 — ISO 100
  • Nikon Z6 II — ISO 100
  • Nikon Z7 II — ISO 64
  • Nikon Z8 — ISO 64
  • Nikon Z9 — ISO 64
  • Nikon Z fc — ISO 100
  • Panasonic Lumix G100 — ISO 200
  • Panasonic Lumix G9 — ISO 200
  • Panasonic Lumix GH6 — ISO 200 (Dual Native ISO: 200 и 800)
  • Panasonic Lumix GX9 — ISO 200
  • Panasonic Lumix S1 — ISO 100 (Dual Native ISO: 100 и 640)
  • Panasonic Lumix S1H — ISO 640 (Dual Native ISO: 640 и 4,000)
  • Panasonic Lumix S5 II — ISO 100 (Dual Native ISO: 640 и 4,000 для видео)
  • Panasonic Lumix TZ200 — ISO 125
  • Sony A1 — ISO 100
  • Sony A6400 — ISO 100
  • Sony A6600 — ISO 100
  • Sony A7 III — ISO 100
  • Sony A7S III — ISO 640 (Dual Native ISO: 640 и 12,800)
  • Sony A9 II — ISO 100
  • Sony FX3 — ISO 640 (Dual Native ISO: 640 и 12,800)
  • Sony FX6 — ISO 800 (Dual Native ISO: 800 и 12,800)
  • Sony FX30 — ISO 800 (Dual Native ISO: 800 и 2,500)
  • Sony RX100 VII — ISO 125
  • Sony ZV-1 — ISO 125
  • Sony ZV-E10 — ISO 100
Разрешение и битрейт
Разрешение влияет на детализацию изображения и возможность масштабирования без потерь качества, но только до определённого момента.

Битрейт определяет степень сжатия файла. Высокий битрейт позволяет записывать больше информации, что увеличивает возможности при обработке, но также существенно увеличивает размер файла.

  • Для рекламного формата с короткими дублями лучше выбрать высокий битрейт 300+ для 4К.
  • Для длинных съёмок или простых проектов оптимально ставить 10bit 422 100–150mb.
  • Более сжатый вариант — 10bit 420
  • Чем выше разрешение, тем больше информации в каждом кадре, что требует больше места для её записи – больший битрейт.
Отличие 8 бит и 10 бит
Количество бит на картинке влияет на глубину цвета и уровень детализации цветовых переходов. Чем больше бит, тем шире диапазон оттенков, которые можно отобразить, и тем более реалистично выглядит изображение.

Вы рисуете закат. Он состоит из градиента цветов, от оранжевого к синему. 8 бит: У вас есть 256 оттенков для каждого цвета. Закат получится, но переходы могут выглядеть как полосы, а не плавный градиент. 10 бит: У вас уже 1024 оттенка для каждого цвета. Переходы между оранжевым и синим будут суперплавными, без полос.

Грубо говоря, это то, сколько оттенков может быть у каждого цвета (красного, зеленого, синего) в кадре.
  • 8 бит: Каждый цвет может иметь 256 оттенков. Это стандарт для большинства видео (например, в YouTube). Общее количество цветов – 16,7 миллионов.
  • 10 бит: Каждый цвет может иметь 1024 оттенка. Это больше деталей в переходах и тенях. Общее количество цветов – 1,07 миллиарда.
Маленький битрейт убивает преимущества 10-bit. Лучше использовать 8-bit, если битрейт ограничен.
Большой битрейт позволяет раскрыть 10-bit на полную, обеспечивая высокое качество изображения.
FPS (кадры в секунду)
FPS выбирайте в зависимости от задачи:

Для замедленных кадров используйте значение, которое потребуется, не ставьте 200FPS просто «потому что они есть».

Учтите, что высокий FPS увеличивает объём данных, которые камера записывает в 1 секунду, что может ухудшить качество из-за сильной компрессии. Это заметно на телефонах — замедленные кадры выглядят хуже, чем обычные.

25 – стандартное значение (кино)
30 – плавная картинка (yotube, Instagram)
60 – позволяет замедлить в 2х раза
Более 100 кадров – замедленная съёмка
Выдержка
Выдержка должна быть в 2 раза больше относительно FPS:

  • 25 кадров – 1/50
  • 30 кадров – 1/60
  • 50 кадров – 1/100
  • 60 кадров – 1/120
  • 100 кадров – 1/200
  • и так далее...

Для создания более резкого эффекта как в экшн-сценах, можно увеличить выдержку (x4):

  • 25 кадров – 1/100
  • 30 кадров – 1/120
Выдержка влияет на размытие в кадре: меньшее значение — больше размытия; большее — более резкие кадры.
Диафрагма
Регулирует свет, попадающий в камеру. На некоторых телефонах диафрагма регулируется. У iPhone пока фиксированная.

Выставляйте настройки под задачу и кадр. Если съёмка динамичная и содержит много движения, на открытой диафрагме сложнее удерживать фокус — могут быть частые вылеты из зоны резкости, что нежелательно.

  • Открытая (f/1.8) даёт больше света, размывает фон и выделяет объект.
  • Закрытая (f/16) уменьшает свет, но делает весь кадр резким.
Диафрагма — это лепестки в объективе, которые регулируют, сколько света попадает в камеру, и влияют на резкость снимка. Широкая диафрагма (например, f/1.8) даёт больше света и размывает фон, выделяя объект. Узкая (например, f/16) уменьшает свет, но делает резким весь кадр.
ND-фильтр
Если изображение пересвечено даже при правильных настройках, используйте ND-фильтр (нейтральная плотность):

  • Переменные фильтры позволяют изменять затемнение вращением.
  • Фиксированные фильтры более качественные, но менее удобные — их нужно менять вручную.
  • В некоторых камерах они встроены – что супер удобно!

ND-фильтр — это тёмное стекло, которое надевается на объектив, чтобы уменьшить количество света, попадающего в камеру. Он нужен, чтобы снимать в яркий солнечный день, не пересвечивая кадр. Например, если вы хотите размыть фон с открытой диафрагмой или использовать правильную выдержку для плавного движения, без фильтра изображение будет слишком светлым. ND-фильтр решает эту проблему, позволяя сохранить настройки и добиться нужного эффекта. Бывают переменные фильтры, где степень затемнения регулируется вращением, и фиксированные, которые дают стабильное качество, но требуют замены под разное освещение.
Баланс белого
Баланс белого или цветовая температура – нужен чтобы цвета на фото или видео выглядели естественно. Он устраняет лишние холодные или теплые оттенки, корректирует цветопередачу и помогает передать правильное настроение кадра.

Чтобы выставить баланс белого, выберите подходящий режим камеры (дневной свет, лампа, тени) или настройте вручную, направив камеру на белый объект и зафиксировав настройки. Проверьте результат и при необходимости подкорректируйте.

1000–2000K — Очень тёплый свет (свечи, закат).
2000–3500K — Тёплый белый (лампы накаливания).
3500–4500K — Нейтральный белый (галогенки, рассвет).
4500–5500K — Дневной свет (солнечно).
5500–6500K — Холодный белый (облака, полдень).
6500–8000K — Очень холодный (тени, пасмурно).
8000–10000K — Синий свет (яркие тени, ледяной оттенок).
Экспозиция
Экспозицию можно настраивать «на глаз» или с помощью индикаторов, таких как зебра, гистограмм или режима «Хищник».

Если сцена очень тёмная, ND-фильтр не понадобится. В такой ситуации можно повысить ISO или открыть диафрагму, если это позволяет объектив и композиция кадра.

Чем качественнее камера и выше битрейт, тем больше у вас возможностей для обработки на постпродакшне. Правильное экспонирование кадра существенно влияет на последующую обработку и является ключевым аспектом съёмочного процесса.

LOG-профиль помогает записать более широкий динамический диапазон, что частично компенсирует ошибки экспозиции. Но об этом я расскажу в следующий раз.
Курсов много – подписка одна
Обучение видеопроизводству
и продажам с обратной связью